ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
Все новости

Интервью с директором Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС Еленой Викторовной Агаповой

В Журнале КонкуренТЕАМ опубликовано интервью Елены Викторовны Агаповой, директора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС.
Данный выпуск посвящен масштабнму событию этой весны  — XVII всероссийскому форум-выставке «ГОСЗАКАЗ». В этом году главная тема форума — поддержка российских промышленных предприятий и бизнеса — актуализирована с учётом современных реалий. 8 марта Государственной Думой принят первый антисанкционный пакет.

Елена Викторовна Агапова в своем интервью рассказала о профессиональном обучении специалистов и экспертов в сфере государственных (муниципальных) и корпоративных закупок. 

ИНТЕРВЬЮ:
—  Правильно ли я понимаю, что в настоящее время нет федерального государственного образовательного стандарта в сфере закупок (далее — ФГОС в сфере закупок)? Если это так, то ведёт ли образовательное сообщество разработку таких стандартов?
—  Отвечая на ваш вопрос, правильнее начинать не с системы закупок, а с дополнительного профессионального образования (ДПО) в целом. Согласно статье 76 Федерального закона от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и может осуществляться посредством реализации дополнительных профессиональных программ (а именно программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Соответственно, данные образовательные программы построены на компетентностном подходе, необходимом для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретения новой квалификации. ФГОС дополнительного профессионального образования — это один из несуществующих терминов. В сфере ДПО качество учебного процесса и его итоги оцениваются по достигнутым слушателями результатам и соответствию заявленным в программах целям обучения. Содержание всех дополнительных профессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии. Вместе с тем содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами.
В 2015 году нами были разработаны, а Министерством труда России утверждены профессиональные стандарты в сфере закупок:
1. Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» утверждён приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н.
2. Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» утверждён приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н.
Все программы ДПО в сфере закупок должны соответствовать этим профстандартам и нормативно-правовой базе в данной профессиональной деятельности.
Базовые федеральные законы в сфере закупок — это:
• Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
• Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
• Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Поэтому при выборе программы обучения в сфере закупок необходимо обращать внимание именно на это.

—  Выпускники каких специальностей идут работать в сферу закупок? С какими проблемами в части уровня подготовки/компетенций они сталкиваются?
—  В большинстве своём слушатели, которые обучаются у нас по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, имеют высшее юридическое и экономическое образование. Именно данные специальности являются базой для работы и карьерного роста в закупках. Очень важный момент — чтобы имеющееся базовое образование имело подлинные знания, которые помогут быстро наработать закупочный опыт и квалификацию. Причём само по себе наличие высшего образования не может свидетельствовать о том, что работник обладает достаточной квалификацией. Необходимо дополнительное образование именно в сфере госзакупок, оно поможет разобраться со спецификой госзакупок в количестве, достаточном для принятия специалистом взвешенного решения.
Трудности, которые возникают у слушателей в процессе дополнительного профессионального образования, — отсутствие или небольшой практический опыт в сфере закупок. В перечне наших образовательных программ имеются смешанные формы обучения, позволяющие слушателям совмещать процесс обучения с практической деятельностью. Ведущий преподавательский состав решает данную проблему включением в лекционные, семинарские и практические занятия бизнес-кейсов, и на конкретных примерах детально разбираются проблематика вопроса и применение нормативно-правовой базы в управлении и организации закупочной деятельности.
Существуют две формы дополнительного профессионального образования:
•  программа повышения квалификации;
•  программа профессиональной переподготовки. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
•  лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
•  лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

—  Есть ли оценка/представление об уровне спроса на специалистов в области закупок со стороны госзаказчиков и госкомпаний?
—  Очень интересный вопрос. 2020 год стал для многих сфер деятельности поистине трансформационным: переход на удалённую работу и обучение, цифровизация процессов, обновление законодательства. Новое время требует новых решений и, как следствие, новых знаний и навыков. Привычные методы не работают как прежде, время ставит перед нами вызов — адаптироваться к новой реальности или остаться за бортом. Тысячам людей приходится менять свою профессию, меняются сами профессии, многие из них просто исчезают из-за автоматизации и развития искусственного интеллекта. Поэтому сегодня нужно быть мобильным и быстрым, успевать меняться и развивать новые компетенции, оставаться счастливым и вместе с тем тщательно продумывать карьерный путь.
Сегодня мы строим экономику завтрашнего дня и должны использовать весь опыт предыдущих поколений вкупе с условиями текущей обстановки в мире и новыми правилами жизни. Наш центр, держа руку на пульсе, регулярно обновляет программы обучения и создаёт новые актуальные направления получения образования в сфере закупок с учётом всех актуальных изменений в законодательстве.
Главный запрос, который мы часто слышим со стороны госзаказчиков и госкомпаний, — это проведение программ обучения с ведущими экспертами организаций-регуляторов деятельности в сфере закупок, а также чтобы наши выпускники получали самую актуальную информацию и уже завтра смогли применить её на практике.
Специалисты по закупкам в дефиците, спрос на квалифицированных работников контрактной системы со стороны государственных заказчиков и госкомпаний велик. Об этом свидетельствуют обращения работодателей, которые поступают к нам в центр при поиске и подборе специалистов в сфере закупок среди слушателей и выпускников наших программ обучения.
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики могут создавать контрактные службы, в которые входят сотрудники из разных структурных подразделений. Однако создание специального структурного подразделения не является обязательным и иногда достаточно одного сотрудника, который знает весь регламент закупок. Функционал контрактного управляющего должен включать в себя все функции и полномочия, перечисленные в части 4 статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно: 
•  разрабатывать план-график, осуществлять подготовку изменений для внесения в план-график, размещать в единой информационной системе план-график и внесённые в него изменения;
•  осуществлять подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (в случае, если Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) и проектов контрактов, подготавливать и направлять приглашения;
•  обеспечивать осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
•  участвовать в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществлять подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
•  организовывать в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвовать в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определять наилучшие технологии и другие решения для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следует отметить, что, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, согласно части 5 статьи 39 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик имеет право включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Однако квалификационные требования к контрактным управляющим и сотрудникам контрактных служб, как и их функциональные обязанности, Федеральным законом № 44-ФЗ напрямую не установлены. Поэтому в отсутствие чёткого нормативно-правового регулирования функционала должностных лиц государственного заказчика на практике сложилось несколько подходов, позволяющих решить наиболее сложные проблемы, с которыми сталкиваются государственные заказчики при формировании контрактной службы или назначении контрактного управляющего, а именно:
•  квалификационные требования к кандидату, опыт, специальные знания в сфере закупок и персональная ответственность;
•  разработка должностной инструкции, трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору.

—  В настоящее время действует два профстандарта в сфере закупок (специалиста и эксперта), которые были утверждены ещё в 2015 году. Однако сфера закупок постоянно изменяется. На ваш взгляд, насколько эти стандарты отстали от жизни, что в них требуется поменять?
—  Профессиональные стандарты в сфере закупок «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок» — это базовые нормативные документы, определяющие требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням в конкретной сфере профессиональной деятельности. Основными задачами любого профессионального стандарта являются унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований, в частности к специалистам в сфере закупок; прозрачность подтверждения и оценка профессиональной квалификации специалистов в сфере закупок; развитие сферы профессионального образования.
Именно благодаря данным профстандартам у всех, кто работает в сфере закупок, появилась профессия, кадровым службам стало намного проще и понятнее составлять должностные инструкции, мотивировать, повышать эффективность и качество труда, формировать систему оплаты труда с учётом особенностей сферы деятельности организации, а образовательным учреждениям — правильно составлять программы обучения.
Соглашусь, что, с учётом изменений законодательства в сфере закупок, желательно обновить трудовые функции и действия существующих профстандартов и пересмотреть необходимые умения и знания, применяемые к специалистам и экспертам в сфере закупок.

Выпуск журнала КонкуренТЕАМ>>>

Подать заявку

Сообщение отправляется

Сообщение отправлено

Даты проведения программы