Какие поправки уже действуют
8 марта 2022 Правительство РФ официально опубликовало 46-ФЗ, который вносит поправки в «Закон о контрактной системе». Перечислим основные изменения.
Общие
Можно менять существенные условия в контрактах
Заказчики и поставщики смогут менять существенные условия по контрактам, заключенным до 1 января 2023 (статья 112 44-ФЗ дополнена частью 65.1). При этом должны соблюдаться следующие условия
- Возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт.
- Выполняются условия частей 1.3-1.6 ст. 95 44-ФЗ и есть решение властей — Правительства РФ, губернатора или главы муниципалитета.
Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в РНП или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах.
Поставщиков избавят от штрафов и неустоек
Правительство РФ может определять случаи и установить порядок списания начисленных поставщикам, но не списанных заказчиком неустоек из-за ненадлежащего исполнения контракта (статья 34 44-ФЗ дополнена частью 9.1). Это защитит участников торгов от рисков, на которые они не могут повлиять. Например, введение санкций зарубежными партнерами, затруднение логистики, рост цен и непредсказуемость рынков. Подобные меры были полезны во время пандемии.
Власти могут установить новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика
До 31 декабря 2022 Правительство РФ вправе расширить возможности закупок неконкурентными способами.
Дополнены правила нацрежима
Товары из Луганской и Донецкой областей теперь считаются отечественными (ПП РФ № 201 от 17.02.2022).
Особенности специальных требований (ч.1. ст.31 44-ФЗ)
Для компаний, чья деятельность лицензируется и требует специальных разрешений, Правительство РФ вправе предусмотреть следующие возможности
- Продолжать работу без переоформления или продления лицензий, государственных разрешений, если их срок истек.
- Получать лицензии или разрешения и продлевать их срок без обязательной оценки соответствия, оплаты госпошлины и необходимых государственных услуг.
- Не проходить периодические процедуры оценки соответствия по бессрочным лицензиям и разрешениям.
- Не проходить квалификационный экзамен, продлевать сроки квалификационных аттестатов.
Также правительство может определить случаи, когда можно не получать разрешение на деятельность, которая требует такого разрешения, отменить отдельные требования к обладателям лицензий и установить особенности получения и переоформления лицензий и разрешений.
В сфере медицины
Правительство вправе увеличить НМЦК и годовой объем закупок котировками на отдельные виды медизделий
Медицинские учреждения смогут проще и больше закупать нужную им продукцию через электронный запрос котировок (скорректирован п. 1 части 10 статьи 24 44-ФЗ).
Расширены возможности закупок у единственного поставщика
По решению учредителя медицинские организации могут в электронной форме закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у единственного отечественного производителя или из стран, которые не вводили санкции против России. Перечень недружественных стран Правительство утвердило 5 марта 2022 (распоряжение № 430-р). Годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн рублей для лекарств и расходников и 250 млн рублей для медизделий (ч.1 статьи 93 44-ФЗ дополнили новым пунктом 5.1).
Также Фонд социального страхования сможет проводить электронные закупки технических средств реабилитации и услуг у единственного поставщика (ч. 1 статьи 93 дополнили новым пунктом 5.2).
Максимальную сумму закупки лекарств у единственного поставщика для одного пациента, когда есть решение врачебной комиссии, увеличили до 1,5 млн рублей (скорректирован п. 28 ч. 1 статьи 93).
Производители лекарств и медизделий, не имеющих аналогов, и единственные поставщики из России и стран, которые не вводили экономические санкции, будут внесены в соответствующий реестр единственных поставщиков. Порядок ведения этого реестра устанавливает Правительство (в ч. 1 статьи 93 добавлен пункт 28.1).
Срок действия новых пунктов — 5.1, 5.2 и 28.1 — два года со дня официального опубликования закона, то есть до 8 марта 2024.
В градостроении
Отдельные законы будут регулировать сферу градостроения
191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» дополнили статьей 10.18: в 2022 году особенности градостроительной деятельности будут определять отдельные федеральные законы. Такой режим вводили и в период пандемии, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию.
В 2022 Правительство вправе устанавливать порядок и случаи изменения строительных контрактов
Санкции усилили рост цен на стройресурсы, материалы и оборудование, и участники закупок столкнулись с необходимостью пересмотра цен контрактов, объектами которых являются строительство или реконструкция. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме N 7797-ИФ/09 от 1 марта 2022 детально разъясняет правила такого пересмотра.
Документ определяет, в каких случаях и на основании какого нормативного акта можно увеличить стоимость контракта. Кроме того, при пересмотре цен договоров по 223-ФЗ нужно учитывать положения ПП РФ №1315 от 9 августа 2021.
Также законодатели рассмотрели порядок пересмотра стоимости комплексных контрактов, которые включают не только работы по строительству и реконструкции, но также проектные и изыскательские.
Члены саморегулируемой организации (СРО) могут получать от нее займы
До 1 января 2023 у членов СРО остается возможность получать займы от организации из ее компенсационного фонда. Сумма всех таких займов не может превышать 50% от общего объема средств фонда.
Правительство определяет требования к членам СРО для получения таких займов, цели займа, максимальный его размер для одной компании, процентную ставку и сроки, а также порядок контроля за использованием средств.
Как минимизировать риски
Приведем несколько простых советов и рекомендаций по выбору будущих тендеров в новых экономических условиях.
Выбираем надежные закупки
Выбирайте тендеры с теми товарами, в поставке которых вы уверены — лучше отечественного производства или из стран ЕАЭС.
Продумывайте логистику с учетом закрытия границ и рассчитывайте сроки поставок с запасом.
Валютные тендеры сложно предсказать, рублевые контракты будут стабильнее.
Анализируем заказчиков и контрагентов
Изучайте заказчика: сможет ли он заплатить, есть ли в отношении него арбитражные дела, связан ли он с иностранными учредителями. Как анализировать заказчиков, подробнее расскажем в следующей статье.
Также учитывайте, что с заказчиками по 223-ФЗ больше возможностей изменить договор по соглашению сторон, чем в госзаказе.
Оцените возможности производителей товаров, которые вы поставляете. Желательно иметь несколько источников товара или материалов.
Исключаем возможные ошибки
Через запросы на разъяснения обсуждайте с заказчиком характеристики технического задания, проекты контрактов или договоров. Где возможно, прописывайте условия по форс-мажору.
Если участвуете в электронных торгах, проверяйте надежность работы площадок и порталов.
Продумываем защиту
Если выполнить контракт все-таки не получается, для защиты можно использовать схему с форс-мажором — если речь идет о закрытых границах или санкциях.
Рост цен и изменение курса валют не считаются обстоятельствами непреодолимой силы: финансовые риски поставщик несет сам. В этом случае приходится рассчитывать на новые меры, хотя соответствующей практики еще нет. Заказчики, поставщики и сообщество экспертов в сфере закупок пока ждут новые нормативные документы и разъяснения от государственных регуляторов.
Подробности: gkgz.ru.