После того как Минэкономики предложило пересмотреть механизм формирования цен строительных госконтрактов за счет индексации по фактической инфляции стоимости наиболее сильно подорожавших стройматериалов, свое видение решения проблемы представил и Минстрой. Глава ведомства Ирек Файзуллин направил министру экономического развития Максиму Решетникову письмо с предложением ввести единый агрегированный индекс для целей ценообразования.
Он будет формироваться на основании ресурсно-технологической модели, которая включает в себя индексы-дефляторы на основные строительные ресурсы: на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, оборудование, а также на ценообразующие материалы, например арматуру.
Разработкой такого индекса, предположительно, займется Минэкономики вместе с Минстроем. Сейчас начальная цена контракта определяется путем перевода базисных цен 2000 года в текущие с помощью специального индекса, учитывающего инфляцию. Для будущих цен используются индексы для отрасли в целом, основанные на прогнозной инфляции. Минэкономики уже признавало, что такой механизм не учитывает реальные рыночные условия. На это указывает и Минстрой: нынешний подход «приводит к недостоверному планированию бюджетных средств и занижению цены контракта, что ведет к срыву сроков исполнения контрактов, банкротству подрядчиков — фактическая себестоимость реализации контракта оказывается выше стоимости, определенной на этапе формирования начальной цены».
Кроме введения нового индекса Минстрой предлагает предусмотреть в законе о контрактной системе (44-ФЗ) постоянный механизм корректировки цены контракта, если агрегированный индекс оказался не соответствующим фактической инфляции. Основанием для этого должно стать отклонение сметной стоимости контракта более чем на 5% от изначальной, в таких случаях заказчик будет обязан принять решение о приведении цены контракта к фактической, даже если подрядчик с такой просьбой к нему не обращался. Такая конструкция в сравнении действующим временным порядком выглядит более жесткой — сейчас инициатива пересмотра должна исходить от подрядчика и согласовываться с заказчиком. Порядок же перерасчета предложен схожий: для контрактов до 100 млн руб. цена корректируется с помощью специального коэффициента, для более «дорогих» требуется повторная госэкспертиза.
Отметим, что ранее Минфин призывал аккуратно относиться к корректировке 44-ФЗ, напоминая и о нехватке средств у заказчиков. Сейчас идеи Минстроя в ведомстве комментировать не стали. В Минэкономики сообщили, что предложения рассматриваются. Как поясняет председатель комиссии по проектному финансированию общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов, предложения ведомства связаны с подготовкой к применению со второго полугодия 2022 года ресурсно-индексного метода определения сметы строительства. По его словам, «появляется возможность правильно считать индексы изменения сметной стоимости, учитывая динамику по каждой группе ресурсов».
В Национальном объединении строителей инициативу поддерживают, поскольку она «дает возможность строителям четко отрегулировать взаимоотношения с заказчиками», уравновешивая права сторон. Соглашается с предложениями и президент ГК «Основа» Александр Ручьев: «В последние два года множество госконтрактов не могли быть реализованы из-за того, что разница стоимости в момент их заключения и по завершении могла отличаться на десятки процентов». Поэтому, полагает он, необходима гибкая оценка реальных затрат подрядчиков, чтобы они выходили на заключение госконтрактов, не опасаясь досрочного прекращения и штрафов за их невыполнение.
Источник: KOMMERSANT.RU