ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
Все новости

Оптимизация закона о госзакупках не будет способствовать развитию конкуренции, требуется пересмотр поправок

Новые требования оптимизационного пакета поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) в сложившейся ситуации не будут способствовать развитию конкуренции в сфере госзакупок, требуется их пересмотр с учетом мнения делового сообщества и в первую очередь - поставщиков, заявили "Интерфаксу" участники рынка госзакупок.


По словам экспертов, поправки не учитывают фактор роста цен. "Поправки в действительности упрощают закупки, наращивают объем цифровых услуг, учитывают ряд процедурных нюансов прошлых лет, но не прорабатывают вопрос конкуренции в закупках", - считают они.


Подтверждением снижения уровня конкуренции в госзакупках, по мнению экспертов, может служить рост доли несостоявшихся закупок.


Так, по данным электронной торговой площадки "РТС-тендер", в последние несколько лет в общем объеме закупок доля конкурентных закупочных процедур постоянно снижается. Если в 2018 году на закупки продукции обрабатывающих производств с поданными заявками приходился 91%, то в 2019 и 2020 годах - 84% и 85% соответственно, а в первой половине текущего года - только 70%. В то же время доля несостоявшихся конкурентных закупок растет - с 9% в 2018 году до 16% и 15% в 2019 и 2020 годах, и до 30%м в первой половине текущего года.


По оценке участников рынка, основное экономическое явление, лежащее в основе несостоявшихся закупок - это рост цен. В сфере госзакупок ситуация усугубляется тем, что большинство закупочных процедур (91% в 2020 году) проводится в формате электронного аукциона. Последний - закупка по наиболее низкой цене, которая не может превышать указанную цену заказчика. При этом заказчик рассчитывает цену на основе рыночного предложения сейчас на будущие периоды. То есть, поставщики, которые раньше могли работать с минимальной маржинальностью, сейчас просто рискуют работать себе в ущерб. В настоящее время такая ситуация складывается с долгосрочными контрактами, прежде всего, в строительной сфере, где из-за роста цен на строительные материалы цена контракта зачастую становится не актуальной, а исполнитель обязан исполнять контракт себе в убыток.


В результате, по словам экспертов, сейчас рынок госзакупок формируют не заказчики, как раньше (есть заказчик, есть закупка, поставщики подтянутся), а поставщики, которые аккуратно выбирают интересные им закупки и избегают любых ценовых рисков. "Имеет место системный дисбаланс спроса и предложения, когда продавцы не готовы продавать по тем ценам, которые платит заказчик", - считают участники рынка.


Также "под ударом" оказался и формат закупок с полки или электронный магазин (в рамках 44-ФЗ). Он предусматривает электронное размещение закупки у едпоставщика до 3 млн рублей (пороговое ценовое значение для бумажной закупки - 600 тыс. рублей). По словам участников рынка, сейчас поставщики не идут на такие закупки, поскольку размещение ими прайс-листа на площадке автоматически означает предварительное предложение - по сути, ту же заявку, которая действует в течение месяца с даты размещения. В условиях быстро изменяющихся цен поставщики не хотят брать на себя какие-либо обязательства заранее


Источник: Интерфакс

Подать заявку

Сообщение отправляется

Сообщение отправлено

Даты проведения программы