В Верховный суд РФ (ВС) передано дело о том, может ли заказчик отказаться заключать и исполнять договор с победителем торгов после того, как они прошли. Позиция ВС затронет любые торги, в том числе в рамках госзакупок и банкротства. Юристы отмечают, что подписанный сторонами протокол об итогах торгов должен исполняться, но в то же время заказчик должен иметь механизмы защиты от недобросовестных лиц.
В экономколлегию ВС передано дело по жалобе индивидуального предпринимателя (ИП) Андрея Аксаментова, который осенью 2019 года выиграл аукцион, объявленный ПАО «Россети Юг», на продажу трех земельных участков в Ростовской области. ИП предложил наибольшую цену (1,29 млн руб.), и компания подписала с ним протокол о подведении итогов торгов. Но затем на просьбу о заключении договора купли-продажи земли для переоформления права собственности «Россети Юг» ответили отказом «ввиду принятия решения об отмене процедуры».
Андрей Аксаментов обратился в арбитражный суд Ростовской области, который удовлетворил его иск, обязав ПАО заключить договор купли-продажи и произвести регистрацию перехода права собственности.
По мнению суда, у «Россетей» не было оснований для отмены торгов, а их действия являются злоупотреблением правом.
Но апелляция и кассация отказали ИП в иске, сославшись на то, что по закону проведение торгов не было обязательным, а значит, компания имела право передумать.
Покупатель пожаловался в ВС, настаивая, что после извещения о торгах их организатор (заказчик) вправе отказаться от заключения договора только до аукциона. ВС счел доводы заслуживающими внимания и передал спор в экономколлегию.
Позиция ВС по данному спору будет применяться ко всем делам, где есть конкурентная процедура заключения договора (торги) независимо от того, обязательна она по закону, или нет, полагает партнер «Иванян и партнеры» Екатерина Смирнова. Партнер АБ «Линия права» Алексей Костоваров рассчитывает, что ВС «внесет определенность в работу больших бизнесов, склонных проводить частные торги». Адвокат КА «Регионсервис» Станислав Соболев добавляет, что при проведении торгов часто происходят злоупотребления, «поэтому четкие разъяснения ВС будут полезны».
Руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» АБ КИАП Максим Бузин отмечает, что, согласно ст. 448 Гражданского кодекса (ГК), протокол по итогам торгов имеет силу договора. Таким образом, речь идет скорее об уклонении от исполнения договора, и если протокол подписан обеими сторонами, его нужно исполнять, считает господин Соболев. Максим Бузин также считает действия компании по отмене торгов неправомерными, так как закон ограничивает такое право для заказчика. Например, необязательные торги можно отменить минимум за три дня до их проведения, а при обязательных по 44-ФЗ заказчик может отказаться от заключения договора после проведения торгов, если выяснилось, что победитель не соответствует требованиям или предоставил о себе недостоверную информацию, поясняет господин Бузин.
Алексей Костоваров полагает, что проблемы толкования могла вызвать новая редакция ст. 448 ГК: «С одной стороны, в статье теперь прямо сказано, что только победитель обязательных торгов вправе защищаться иском о понуждении заключить договор. Но с другой стороны, там же указано, что организатор может отказаться от проведения торгов в строго установленные сроки, тем самым намекая, что после этих сроков такого права у него нет».
Юрист опасается, что в случае победы ИП продавцов (заказчиков) всегда смогут принудить к заключению договора, что «не очень хорошо», поскольку касается «вторжения в волю лица».
По его мнению, проведение необязательных торгов можно рассматривать как преддоговорные переговоры, поэтому от заключения соглашения потом можно отказаться, возместив покупателю убытки. Госпожа Смирнова поддерживает эту позицию, добавляя, что лишение заказчиков права отказаться от заключения договора «нарушит принцип равенства сторон», поскольку лишит их возможности «защититься от недобросовестного контрагента».
Источник: kommersant.ru