ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
Все новости

Единый механизм торгов: комментарии экспертов электронных торговых площадок

В рамках недавней дискуссии о переходе системы торгов государственным и муниципальным имуществом в цифровой формат, неоднократно говорилось о положительном опыте этого процесса в сфере госзакупок.

Мы решили поинтересоваться у непосредственных практиков, управляющих электронными торговыми площадками, каким они видят этот переход, как он отразится на уровне конкуренции среди покупателей и мотивации госучреждений к реализации имущества, и насколько это поможет привлечь частных игроков в эту сферу.

За комментариями мы обратились к Владимиру Лишенкову, Генеральному директору ООО «РТС-Тендер» и Дмитрию Сытину, Генеральному директору АО «ТЭК-Торг».

Оба эксперта сходятся во мнении, что унификация важна для удобства участников торгов и будет способствовать привлечению новых игроков, а цифровизация, в свою очередь, позволит сделать торги публичными – они будут размещаться в едином пространстве и правилам, с учетом отраслевой специфики.
Унификация не должна означать, что будет лишь одна процедура: объекты разные и суть разная, так что способы проведения торгов могут различаться. Но точно должны быть утвержденные процедуры и не должны появляться новые, уникальные способы проведения конкретных торгов.
В планах оператора torgi.gov – интеграция сайта с площадками. Для продавцов и покупателей это означает упрощение доступа, дополнительное удобство, создание единого закупочно-сбытового пространства по ключевым государственным направлениям. Интеграция позволит получать информацию из одной системы в другую автоматически и в цифровом виде, что повысит общую скорость и эффективность.

Владимир Лишенков: «При условии единых правил мы получим рост конкуренции под влиянием двух факторов: привлечения новых покупателей за счет простого входа в имущественные торги и ротации покупателей из одного типа торгов в другие, как мы видим на примере госзакупок, закупок госкомпаний и малых закупок».

Однако так же важно не забывать о предварительной работе, перед выходом на торги.

Дмитрий Сытин: «Самое главное при корректировке законодательства не забыть про процедуру, которая происходит до самих торгов. Именно в этой области очень важна подготовительная работа, которая происходит, например, с объектом недвижимости или земельным участком. Это сильно влияет на качество его реализации и конечную стоимость. От этого зависит конкуренция между покупателями – нужно уметь качественно упаковать и представить объект».

При продаже государственного имущества такая работа не всегда проводится, также зачастую не хватает информирования широкой аудитории о таких торгах. Кроме того, необходима базовая аналитика по портрету инвесторов в разрезе различных типов торгов, чтобы ориентировать продажу на них.

Уже сегодня наблюдается большое количество частных игроков на площадках. Основное преимущество для них – надежность и стабильность, ведь площадкам доверяет государство. Но остается проблема в привлечении новых игроков. Необходимо расширять механизмы информирования рынка потенциальных участников.

Владимир Лишенков: «К примеру, недавно у нас на площадке проходили торги по имуществу, обращенному в собственность государства – 30 лотов люксовых часов со снижением стоимости 90%. Силами нашей площадки была проведена широкая информационная кампания, в результате - в отдельных лотах конкуренция достигала 57 заявок».

Так же, хорошо бы подумать о естественных ограничениях покупателей в плане внесения обеспечительных платежей и залогов: разделить требования к юр. лицу и частному лицу. Это сопутствующие вещи, которые важно учитывать законодательно, если говорить о доступности данного рынка для широкого круга участников.

Касаемо мотивации государства по реализации имущества сейчас видно, что люди четко следуют законодательным нормам и выполняют свою работу. Однако, по мнению экспертов, не совсем правильно возлагать на них функционал по продвижению опубликованных лотов, чтобы не вызвать злоупотреблений.

Дмитрий Сытин: «Видя, как реализовывается имущество на частном рынке, мы понимаем, что там всегда есть игроки, заинтересованные в его продаже. И это либо агентства, либо частные лица, которые финансово мотивированы и понимают зачем это делают, потому что видят свою конечную цель.
В государственных торгах мы сейчас не видим таких инструментов в отрасли. При корректировке процедур было бы хорошо взглянуть на опыт частного рынка и возможно предусмотреть участие профессиональных игроков. Они будут получать свой комиссионный доход и будут заинтересованы продать имущество дороже стоимости, определенной государством».

Подать заявку

Сообщение отправляется

Сообщение отправлено

Даты проведения программы