Одной из важнейших задач нового конституционного органа, в состав которого помимо губернаторов войдут премьер-министр и спикеры обеих палат парламента, станет укрепление взаимодействия между федеральными и региональными органами власти.
Кроме того, Госсовет будет участвовать в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики России, участвовать в формировании госполитики в сфере социально-экономического развития страны, регионов и муниципальных образований. Подписанный Владимиром Путиным закон, определяет статус, организационно-правовые основы формирования и деятельности Государственного Совета, а также основы функционирования публичной власти.
Федеративные основы российской государственности окрепли
В сентябре 2000 года президент Владимир Путин подписал указ о создании в России Государственного совета — совещательного органа, чья деятельность была распределена по 16 рабочим группам, включая «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Коммуникации, связь, цифровую экономику» и «Культуру».
«Всё это позволило преодолеть кризис, укрепить федеративные основы российской государственности, восстановить дееспособность власти», — сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в эфире «России 24» в сентябре, напомнив, что 90-е годы прошли под знаком кризиса российского федерализма.
Председатель палаты регионов также добавила, что за последние годы сам формат заседаний Госсовета серьезно изменился. «Много дискуссий, круглых столов в реальных условиях, что называется, на земле. И это, мне кажется, хорошо. Это очень полезная, нужная практика», — считает она. Главное, ее словам, что деятельность Госсовета ощущают в регионах.
Разногласия между регионом и центром снимут быстрее
Спустя 20 лет в июле этого года в ходе всероссийского голосования россияне большинством голосов одобрили поправки в Основной закон страны, а внесённый следом президентом РФ в развитие обновлённой Конституции закон, наделяющий Госсовет статусом конституционного государственного органа, был принят Госдумой в третьем чтении 25 ноября.
Однако же следует понимать, что юридически Госсовет не является органом госвласти и не наделяется властными полномочиями. На это ранее обращал внимание глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Как и раньше, Госсовет возглавит президент, кроме того, в него войдут председатели Правительства, Госдумы и Совета Федерации, руководитель Администрации президента и главы регионов. По решению президента в Госсовет могут войти также представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, представители местного самоуправления и иные лица. При этом устанавливается запрет на делегирование полномочий члена Госсовета другому лицу. В новый госорган также запрещено вводить лиц с иностранным гражданством и владеющим счетами за пределами России.
Президиум Госсовета займется текущими вопросами, также будут созданы комиссии по различным направлениям и рабочие группы. По итогам заседаний все решения будут подписываться председателем Госсовета, то есть президентом, а значит, все они будут обязательны к исполнению.
Заседания Госсовета, согласно закону, будут проводятся регулярно в соответствии с планами, утверждаемыми его председателем. По его же решению могут проводиться внеочередные заседания Госсовета.
Более глубокая экспертиза законопроектов
С учётом значения и специфики функций Госсовета придание ему статуса конституционного органа является последовательным шагом развития модели федеративных отношений, отметил глава Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас 2 декабря в ходе пленарного заседания палаты регионов, на котором президентский закон был одобрен сенаторами.
Госсовет, по его словам, не является органом власти в том смысле, что он не обладает отдельной компетенцией и властными полномочиями и действует в рамках конституционных полномочий президента. «Госсовет не подменяет никакие органы власти», — уточнил сенатор.
Среди задач новой структуры значится содействие главе государства в обеспечении «согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти», в определении основных направлений внутренней и внешней политики РФ, в разработке приоритетов социально-экономического развития страны.
У конституционного органа не будет полномочий вносить законы в парламент, но он сможет проводить экспертизу законопроектов и определять необходимость их корректировки по представлению главы государства. Также Госсовет сможет оценивать необходимость тех или иных изменений в законодательство.
Еще одной особенность Госсовета станет полная открытость его работы. Информация о его деятельности будет размещаться на официальном сайте, и граждане смогут оперативно узнавать о рассмотрении тех или иных вопросов.
По словам Павла Крашенинникова, обновлённая компетенция Госсовета позволит более оперативно реагировать на нужды населения при формировании основных направлений социально-экономического развития страны.
Госсовет — не ЦК КПСС
Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин выразил убежденность, что Госсовет обеспечит развитие государства и защитит его от внешних и внутренних вызовов.
«Для страны с федеративным устройством, Госсовет, где присутствуют и участвуют в работе представители регионов, а могут, по решению Президента, участвовать и представители политических партий, руководители фракций, как сейчас, допустим, это, действительно, очень важно и в выработке решений», — отмечал спикер при рассмотрении документа.
Председатель палаты также обратил внимание на огромные возможности коммуникации, которые даёт закон, расширяющий полномочия Госсовета. «Губернаторы избираются. Они представляют разные политические партии. Но в рамках Госсовета они будут обсуждать вопросы развития страны под руководством президента. И конечно, значимость органа вырастает», — сказал он.
Источник: ПАРЛАМЕНТСКАЯ Газета