«Рейтинг деловой репутации – новый эффективный механизм в сфере закупок, который обязательно нужно использовать, но так, чтобы он не конфликтовал с Реестром недобросовестных поставщиков», - заявил начальник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра Павел Тихомиров на организованной АЦ видеоконференции «Реестры недобросовестных поставщиков и рейтинг деловой репутации: практика применения и перспективы развития в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Аналитический центр провел исследование внесения компаний в Реестр недобросовестных поставщиков, рассказал Тихомиров. Результаты показывают, что во многих случаях этот инструмент является скорее карательным, чем дисциплинирующим, и требует корректировки.
Отсутствие в списках РНП – одно из требований к участникам закупки. Право предъявить такое требование прописано в 223-ФЗ, однако 44-ФЗ фактически позволяет превратить это право в обязанность.
Около 70% поставщиков попадают в РНП за неисполнение договорных обязательств. Причем около 80% из них – это субъекты малого и среднего предпринимательства по контрактам менее 10 млн руб.
При этом по факту неисполнения субъект вносится в РНП независимо от обстоятельств, приведших к неисполнению, в том числе тех, при которых вина исполнителя неочевидна, например, недостатки в документах заказчика. Поэтому не всегда внесение в РНП является поводом, чтобы не допускать участника к последующим торгам, считает эксперт. По его мнению, в ряде случаев внесение в РНП несправедливо.
При этом есть и обратные примеры, когда в списках РНП нет предпринимателей, регулярно исполняющих контракты, но с нарушениями и большим количеством претензионной работы, заявил Тихомиров. По статистике ЕИС Федерального казначейства, доля таких контрагентов драматически растет, при этом в РНП они не попадают.
«Нормализовать ситуацию позволит использование такого инструмента как рейтинг деловой репутации», - уверен Тихомиров. Эксперт предлагает свою методику внесения в такой рейтинг, включая критерии. Его поддержали участники видеоконференции - представители Росатома и Россетей.
Основным предложением Тихомирова стало исключение из оснований внесения в РНП уклонение от исполнения контракта и перенос его в факторы включения в Рейтинг деловой репутации. «При этом однозначно нужно включить в число оснований внесения в РНП поставку контрафакта и подделку документов», - полагает эксперт АЦ.
Участники видеоконференции обсудили предложения, поделились опытом применения различных механизмов в сфере закупок и поддержали необходимость использования рейтинга деловой репутации.
Источник: https://ac.gov.ru/news/page/rol-delovoj-reputacii-postavsikov-vozrastaet-26675