Счетная палата проанализировала развитие системы государственных и корпоративных закупок за 2019 год. Мониторинг показал, что с 2014 по 2019 год удельный вес государственных и корпоративных закупок в среднем составлял 31% ВВП. В 2019 году общий объем контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ ровнялся 31,6 трлн рублей или почти 29% ВВП.
«Это свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики и, следовательно, о наличии больших потенциальных возможностей для его стимулирования в целях социально-экономического развития и обеспечения экономического роста», – сообщил на Коллегии аудитор Алексей Каульбарс.
В то же время Счетная палата полагает, что потенциал контрактной системы в полном объеме пока не раскрыт.
Система госзакупок по-прежнему характеризуется преобладанием неконкурентных способов закупок (около 70%), неизменным уровнем конкуренции (около трех заявок на лот) и недоверием участников рынка. «Мы видим, что на практике создать эффективную систему регулирования всего «жизненного» цикла закупок так и не удалось. Функционирование контрактной системы сосредоточено в основном в рамках закупочных процедур что, по сути, не сильно отличается от ситуации, которая существовала до 2014 года, когда закупки осуществлялись на основе закона № 94», – считает аудитор.
По мнению Счетной палаты, для дальнейшего развития системе прежде всего не хватает качественных критериев оценки эффективности закупок. Регуляторы в сфере закупок используют для оценки такие показатели, как среднее количество заявок на один лот и относительную экономию по результатам проведения закупочных процедур. Первый должен показать общий уровень конкуренции, а второй – эффективность закупки. При этом опрос, который провел Институт анализа предприятий рынка Высшей школы экономики, показал, что заказчики и поставщики иначе подходят к оценке эффективности.
«Большинство участников считают закупку эффективной, если по ее результатам поставлен качественный товар и контракт исполнен в срок. При этом показатели высокой конкуренции и значительной экономии, которые являются главными критериями эффективности для государственных органов, считает значимыми относительно небольшое число участников», – привел данные опроса Алексей Каульбарс.
Это расхождение указывает на одну из основных проблем действующей контрактной системы – недостаточное понимание регуляторами интересов участников закупок. Другая серьезная проблема – ценообразование. Практически половина нарушений, которые ежегодно выявляет Счетная палата в сфере закупок, связаны с обоснованием цены. 2019 год не стал исключением: почти половина финансовых нарушений, допущенных при закупках в рамках 44-ФЗ, приходится на нарушения при обосновании НМЦК.
Также нужно отметить необходимость совершенствования единой информационной системы в сфере закупок. Сохраняются проблемы с достоверностью размещаемой информации о закупках.
Указанные недостатки системы государственных и корпоративных закупок не позволяют задействовать весь потенциал системы.
Международный опыт
- Тихоокеанская ассоциация высших органов аудита (ПАСАИ)
ПАСАИ отмечает, что основные проблемные моменты государственных закупок, выявленные по итогам мероприятия, сохраняются из года в год и от страны к стране, но могут выйти на первый план в связи с дополнительной нагрузкой на государственные органы из-за распространения коронавирусной инфекции. Общими для всех стран проблемами, на которые рекомендуется обратить отдельное внимание в процессе аудита государственных закупок в условиях пандемии, стали:
- отсутствие задокументированных правил и процедур для некоторых этапов закупочного цикла или регулярных обновлений законодательной базы,
- недостатки на этапах планирования процесса и отслеживания исполнения контрактов,
- недостаточная квалификация сотрудников,
- невыполнение ими требований регламентов и законодательства,
- ненадлежащее хранение документов, а также слабый управленческий и внутренний контроль.
Счетный суд Португалии
Счетный суд Португальской Республики проверил осуществление госзакупок в соответствии с Национальной стратегией экологических государственных закупок 2020 года. ВОА Португалии рассматривает госзакупки как действенный инструмент для достижения экологической устойчивости и считает, что включение «зеленых» критериев в процедуры государственных закупок может способствовать сокращению выбросов загрязняющих веществ и производства отходов, повышению эффективности использования ресурсов и стимулированию появления на рынке новой экологически чистой продукции. По итогам проверки было выявлено, что экологические критерии не были разработаны правительством, либо не были адаптированы к реалиям Португальской Республики, что ставит под угрозу реализацию Национальной стратегии. Правительству было дано несколько рекомендаций об изменении правового режима, применимого к государственным закупкам, а также о расширении использования электронных торговых площадок.
Главное контрольное управление Колумбии
Главное контрольное управление Колумбии выявило три основных фактора риска в процессе закупочной деятельности: неполнота информации, завышение цен, неоднозначность и неопределенность положений контракта. На основании результатов проверок ВОА восемь муниципалитетов были вынуждены провести повторные закупочные процедуры, в результате чего общая сумма контрактов была снижена почти на 5,7 млрд песо (1,4 млн долл. США). Кроме того, ВОА инициировал применение мер бюджетной ответственности на сумму 1,05 млрд песо (262,4 тыс. долл. США) к губернатору департамента Араука и ряду других должностных лиц департамента в связи с нарушениями, выявленными в процессе закупки продовольствия. Управлением ВОА по специальным расследованиям в сфере коррупции инициированы еще 27 предварительных проверок по тем же основаниям в отношении ряда национальных министерств и руководителей департаментов и муниципалитетов.
Источник: https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-potentsial-kontraktnoy-sistemy-raskryt-poka-ne-udalos