Как ошибались заказчики в 2018 году: обзор Казначейства
Казначейство опубликовало письмо, в котором разобрало недостатки и нарушения при планировании и проведении госзакупок в прошлом году Ошибки в обосновании
Включали планы-графики закупок тендеры без обоснования способа определения поставщика — нарушение п. 2 ч.3 ст.18, ч. 3 ст. 93 44-ФЗ.
Заполняли неверно или не полностью отдельные графы формы обоснования закупок по постановлению правительства № 555 от 05.06.2015. Например, не указывали: в графе 4 — полное наименование госпрограммы; в графе 5 — полное наименование мероприятия госпрограммы, наименование функции, полномочия госоргана. в графе 6 — конкретные мероприятия госпрограммы в качестве обоснования соответствия объекта закупки или указывали недействующую госпрограмму; в графе 7 — сведения не в полном объеме. В частности, правовой акт, устанавливающий требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены).
В графе 4 указывали начальную (максимальную) цену контракта, которая не соответствует НМЦК из графы 5 плана-графика, а также произведенному заказчиком расчету начальной цены. Нарушали п. 4 правил обоснования закупок по постановлению правительства № 555 от 05.06.2015.
Не было обоснования годового объема закупок в рамках пунктов 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в частности, не заполняли графы 7 и 8 формы обоснования закупок.
Включали в планы-графики один и тот же тендер два раза, или услуги, которые должен делать сам заказчик исходя из полномочий, которые на него возложены. Ошибки в нормировании
Не соблюдали сроки размещения в ЕИС правовых актов, которые утверждают: нормативные затраты; требования к закупаемым ТРУ и их предельным ценам.
Заказчики нарушали п. 16 постановления Правительства № 479 от 19.05.2015. Не разрабатывали и не утверждали отдельные индивидуальные или коллективные нормативы цен и количество покупаемых товаров или устанавливали нормативы, которые не соответствовали требованиям:
не привели показатели количества, цены или списка закупаемых товаров; показатели количества и цены закупаемых товаров и услуг не соответствовали приложению № 1 и приложению № 2 методики определения нормативных затрат по постановлению правительства № 1084 от 20.10.2014; показатели количества и цены закупаемых товаров установили, но не разделили на категории или группам должностей.
Такие действия нарушают п. 5 правил определения нормативных затрат по постановлению Правительства № 1084 от 20.10.2014.
Не разрабатывали и не утверждали ведомственный перечень по постановлениям правительства № 926 от 02.09.2015 и № 927 от 02.09.2015. Нарушая п. 8 Общих правил по ПП 926, заказчики в этот перечень включали избыточные потребительские свойства закупаемых ТРУ. Например, когда устанавливали требования к товару «Мебель деревянная для офисов» по ОКПД2 31.01.12 для должностей гражданской службы, которые относятся к ведущей группе должностей гражданской службы категории «руководители», указывали предельную характеристику обивочных материалов — «кожа натуральная», которая превышает предельное значение — «искусственная кожа», по приложению № 2 в ПП № 927. Аналогичным образом завышали предельные цены на мобильные телефоны.
Ошибки в обосновании НМЦК
Нарушая п. 1 ч. 3 ст. 18 заказчиками публиковали планы-графики:
без документов по обоснованию НМЦК; с НМЦК, которая не соответствовала начальной цене в документах по ее обоснованию, в том числе в связи с некорректным изменением плана-графика закупок по результатам экономии; меняли НМЦК после заключения контракта на меньшую сумму; без обоснованной НМЦК. Например, использовали метод анализа рынка уже после включения закупки в план-график; с некорректным обоснованием НМЦК. В частности, с арифметическими ошибками в расчетах, округлением (увеличением) цены до объема доведенных лимитов бюджетных обязательств по этой закупке.
Использовали информацию о ценах, которая содержится в неисполненных госконтрактах или в сделках, по которым начисляли неустойку (штрафы, пени) или не публичные оферты, то есть предложения которые обращены ограниченному кругу лиц и не содержат существенные условия контракта. Это нарушение п.п. 1, 2 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ.
Среди других нарушений в обоснованиии НМЦК отметим, что заказчики использовали: сведения о ценах на неидентичные или неоднородные товары; предложения поставщиков, которые не поставляют идентичные ТРУ; предложения поставщиков без учета условий, которые совпадают с условиями планируемой закупки и финансовыми условиями исполнения госконтракта; только один источник информации (например, одно коммерческое предложение, один госконтракт).
Особое внимание уделено обоснованию НМЦК лекарств по приказу Минздрава № 871н от 26.10.2017. Заказчики не применяли этот приказ или применяли оптовые надбавки с завышением предельной оптовой надбавки, которая утверждается региональными властями. НМЦК рассчитывалась без учета НДС и оптовой надбавки.
Нарушения правил исполнения контрактов
Большое количество серьезных проступков совершили этапе исполнения контракта: не проводили обязательную внешнюю экспертизу итогов выполнения контракта; меняли условия госконтракта так, что в итоге получали товар с худшими характеристиками; не требовали неустойку или занижали ее размер; принимали работы, которые исполнили с нарушениями; не разместили отчет о выполнении контракта или составили его с ошибками. Например, некорректно отразили результаты этапов исполнения контракта, сведения о поставленном товаре или выполненной работе; не отчитывались о ненадлежащем исполнении, изменении контракта, об ответственности за его нарушение; не приложили экспертное заключение по этапу исполнения.