Госкомпании и госорганы создадут при Минфине экспертный совет по закупкам госкомпаний
При Минфине РФ планируется создать экспертный совет по закупкам госкомпаний с участием представителей госкомпаний, федеральных органов власти и "Корпорации МСП", сообщил "Интерфаксу" представитель Минфина. По его словам, такое решение было принято по результатам совещания представителей крупнейших госкомпаний и заинтересованных федеральных органов власти, прошедшего в Минфине в среду.
"По итогам совещания было принято решение поддержать предложение о создании соответствующего совета и направить в Минфин предложения о представителях для включения в его состав, - сказали "Интерфаксу" в Минфине. - Также решено направить перечень вопросов с целью их обобщения и обсуждения на заседаниях данного совета".
Предполагается, что в состав совета войдут представители федеральных органов исполнительной власти, представители заказчиков, "Корпорации МСП".
Как сообщалось, госкомпании ранее отмечали необходимость коррекции новой редакции закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ, соответствующие поправки были приняты в конце прошлого года - ИФ) и готовят предложения по устранению выявленных узких мест (2-3 десятка).
К числу значимых замечаний госкомпании отнесли, например, норму обновленного закона, по которой "дочки" госкомпании или госкорпорации должны каждый раз при изменении положения о закупках материнской компании принимать решение о присоединении к таким изменениям. Ранее такие компании присоединялись к положению о закупках материнской организации "навечно" - то есть к действующей редакции положения и всем его будущим изменениям.
Также госкомпании указывают на малое число оснований для проведения закрытых способов закупок. Ряд замечаний вызвали нововведения, относящие конкурентные закупки к торгам, а также регламентирующие способы проведения таких закупок. Что касается способов проведения конкурентных закупок, то здесь госкомпании указывают на необходимость сохранения права на проведение части таких закупок в бумажной форме.
Помимо этого, у госкомпаний вызывает вопросы новая норма 223-ФЗ, которая предполагает перевод под действие этого закона коммерческих закупок, которые ранее не регулировались законодательством о закупках и проводились госкомпаниями в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.
Также госкомпании считают, что отрицательно на их коммерческой деятельности могут сказаться новые требования 223-ФЗ, устанавливающие узкий исчерпывающий перечень случаев возможности закупки заказчиками конкретной продукции (с указанием товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей и пр. - ИФ).
Кроме того, ранее представители госкомпаний отмечали, что правоприменение многих новых норм 223-ФЗ будет зависеть от содержания подзаконных нормативных актов, которые к настоящему времени все еще не готовы, и, более того, ни у регуляторов, ни у участников рынка нет представления, что и как необходимо прописать в этих документах (например, порядок использования спецсчетов для размещения средств обеспечения заявок при закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства - ИФ).
Заместитель гендиректора группы "Интер РАО" (MOEX: IRAO) по управлению, экономике и финансам Светлана Хорунжая в феврале подчеркивала, что надежд на изменение принятых поправок мало и необходимо консолидировать усилия всех игроков рынка закупок для корректировки законодательства. При этом она отмечала, что в том случае, если все останется как есть, госкомпаниям придется дополнительно инвестировать значительные средства в подготовку своих ERP или закупочных систем к работе по новым правилам.
"Это будет дорого, - говорила С.Хорунжая. - Также надо будет увеличивать число экспертов, занятых в обеспечении закупочной деятельности компаний".
"У каждого крупного заказчика есть своя закупочная система, отработано взаимодействие с ЭТП, - в свою очередь отмечала заместитель директора департамента методологии и организации закупок "Росатома" Наталья Дорошенко. - Правовая неопределенность создает напряжение - надо успеть подготовить системы к новым условиям, а они неизвестны. Кроме того, сейчас поставщики, особенно МСП, не готовы к изменениям - они про них просто не знают. Все это может привести к срыву поставок".